Имя Саши Черного знатоки и любители поэзии знали и в советский период, храня
дореволюционные издания его стихов и копии портретов. Я его начала читать здесь
в Израиле в 90-е годы, когда начали приходить в книжные магазины книги с его
стихами. Политическая сатира, которая тогда мне представлялась основным
направлением его творчества, меня тогда не привлекла. Но вскоре из
поэтических антологий Серебряного века, я выписала его стихотворение
"Огород " в жанре пейзажной лирики, написанное так сочно и предметно,
как будто бы его рукой водил сам Рабле, ставший и русским и вегетарианцем.
" А здесь у ног, лопух дырявый/ Раскинул плащ в зеленой дреме.../ срываю
огурец шершавый/ И подношу к губам в истоме ( 1914 г)
Недавно купила сборник, изданный в Харькове в издательстве Фолио в 2006 г, и прочитав его поняла, что поэт был талантлив во всех направлениях своего творчества: сатира, пейзажная лирика, военные стихи ( служил санитаром в Первую Мировую), детские стихи и стихи в эмиграции. Он уехал из России из-за революции, но продолжал писать до смерти в 1932 г. во Франции, когда погиб на пожаре, помогая тушить ферму соседа.
Черный как поэт- сатирик, на мой взгляд, продолжатель школы Алексея Константиновича Толстого и братьев Жемчужниковых. С свою очередь, несмотря на полузапрет, его влияние можно ощутить и в стихах Владимира Высоцкого, Льва Рубинштейна, Дмитрия Быкова, а может быть и некоторых других. Во всем чувствуется талантливый, острый на язык и умный и наблюдательный одессит-еврей, не чуждающийся в своих стихах этого слова. Стихотворение " До реакции" 1905 г. Приведу полностью, потому что в нем фигурирует слово " перестройка" в том самом политическом смысле, в котором его использовали во второй половине 80-х гг. ХХ в. И кроме того, поэтам иногда удаются пророчества. Судите сами:
Дух свободы. К перестройке/ Вся страна стремится. Полицейский в грязной Мойке/ Хочет утопиться.
Не топись,охранный воин,- / Воля улыбнется!/ Полицейский! Будь покоен -/ Старый гнет вернется.
Но конечно, одной из жемчужин моей шкатулки, станет многострофное стихотворение "Мистраль", написанное в Провансе в 1927 г. Построено оно на противопоставлении, что писали провансальские поэты, "лирой звеня ", об этом местном ветре. И что думают и чувствуют два эмигранта из России, когда на них обрушивается это природное явление, схожее с небольшим стихийным бедствием. Итак провансальцы в насмешливой передаче Черного: " Мистраль -это шепот влюбленных дриад, перекличка мимозных стволов, молитва лаванды и вздох стрекозы..." А на самом деле - " летят черепицы с грохочущих крыш/ В истерике бьется безумный камыш... Кажется, что соседа, направляющегося навестить поэта, поднимет и закрутит спиралью смерч. В общем, как в пословице, что русскому хорошо, а немцу смерть, - в обратной экстраполяции на французов.
Пусть будет благословенна память поэта Саши Черного- Александра Гликберга.
Недавно купила сборник, изданный в Харькове в издательстве Фолио в 2006 г, и прочитав его поняла, что поэт был талантлив во всех направлениях своего творчества: сатира, пейзажная лирика, военные стихи ( служил санитаром в Первую Мировую), детские стихи и стихи в эмиграции. Он уехал из России из-за революции, но продолжал писать до смерти в 1932 г. во Франции, когда погиб на пожаре, помогая тушить ферму соседа.
Черный как поэт- сатирик, на мой взгляд, продолжатель школы Алексея Константиновича Толстого и братьев Жемчужниковых. С свою очередь, несмотря на полузапрет, его влияние можно ощутить и в стихах Владимира Высоцкого, Льва Рубинштейна, Дмитрия Быкова, а может быть и некоторых других. Во всем чувствуется талантливый, острый на язык и умный и наблюдательный одессит-еврей, не чуждающийся в своих стихах этого слова. Стихотворение " До реакции" 1905 г. Приведу полностью, потому что в нем фигурирует слово " перестройка" в том самом политическом смысле, в котором его использовали во второй половине 80-х гг. ХХ в. И кроме того, поэтам иногда удаются пророчества. Судите сами:
Дух свободы. К перестройке/ Вся страна стремится. Полицейский в грязной Мойке/ Хочет утопиться.
Не топись,охранный воин,- / Воля улыбнется!/ Полицейский! Будь покоен -/ Старый гнет вернется.
Но конечно, одной из жемчужин моей шкатулки, станет многострофное стихотворение "Мистраль", написанное в Провансе в 1927 г. Построено оно на противопоставлении, что писали провансальские поэты, "лирой звеня ", об этом местном ветре. И что думают и чувствуют два эмигранта из России, когда на них обрушивается это природное явление, схожее с небольшим стихийным бедствием. Итак провансальцы в насмешливой передаче Черного: " Мистраль -это шепот влюбленных дриад, перекличка мимозных стволов, молитва лаванды и вздох стрекозы..." А на самом деле - " летят черепицы с грохочущих крыш/ В истерике бьется безумный камыш... Кажется, что соседа, направляющегося навестить поэта, поднимет и закрутит спиралью смерч. В общем, как в пословице, что русскому хорошо, а немцу смерть, - в обратной экстраполяции на французов.
Пусть будет благословенна память поэта Саши Черного- Александра Гликберга.
Комментариев нет:
Отправить комментарий