Купила по традиции новую книгу стихов Евгения Евтушенко "Счастья и расплаты. Стихи 2011 и 2012 гг. М.,Эксмо, 2012. Говорю по традиции, потому что у меня семейные причины для покупки его стихов. Первый раз я увидела газетную вырезку с его стихотворением "Бабий яр" у моего деда в подмосковном поселке Томилино в 1961 г. Затем, когда газетная вырезка стерлась, дед, который почти не писал по-русски ( говорил на идиш, а молился на иврите) собственноручно переписал стихи в обычную школьную тетрадку, которую часто раскрывал и смотрел. Они с отцом пережили оккупацию в еврейском городе Хмельник на Украине. Про гетто, ликвидации и расстрелы они оба не рассказывали. Но дед иногда по ночам страшно кричал, от чего просыпался весь дом. И все в доме знали, почему он так кричит.
В 2007 году Евгений Евтушенко приезжал к нам в Кнессет в связи с тем, что мы , как комиссия Кнессета по алие и абсорбции , по инициативе ее председателя профессора Михаила Нудельмана выдвинули его на Нобелевскую премию по литературе. Он ее не получил, т.к., видимо у Нобелевского комитета другие критерии, куда не может входить Бабий яр, написанный в 1961г. Когда слова еврей и Катастрофа были не политически корректными в СССР. Но у нас была чудесная возможность подписать у него книги стихов и пообщаться с ним. Я подписала сборник Между городом ДА и городом Нет, 2006 года.
Из нового сборника я выписала только одно стихотворение и один эпиграф к статье о незнакомом мне поэте Кате Яровой. Стихотворение - вот оно: Я мир не делю на талантливых или бездарных,/ а на благодарных или неблагодарных./ Лишь с чувством жизни как драгоценности,/ душа остается и в драках в целостности. Оно очень созвучно моим убеждениям. Про эпиграф из Кати Яровой напишу в другой раз. О безвремении 70-х. Это очень тяжелая и обширная тема. И нужно привлечь стихи других поэтов, например, Губанова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий